Начало
службе вневедомственной охраны положило вышедшее 29 октября 1952 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного
хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела
организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств». Данный документ не просто сформировал новое подразделение в органах внутренних дел, но и в общих чертах определил структуру его аппарата
на различных уровнях.
Таким
образом, решением Совета Министров СССР на милицию стала возлагаться охрана
объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. При органах внутренних дел была создана
специальная служба – вневедомственная наружная сторожевая охрана.
В ее
состав вошли сторожевые и военизированные подразделения, которые стали
осуществлять наружную охрану особо важных и режимных объектов, промышленных
предприятий и строительных организаций, хозяйственных, административных и других
объектов.
Сторожевая
охрана состояла из сторожей, бригадиров и инспекторов, подчиняющихся
начальникам отделов милицейской службы. В отделах милицейской службы
создавались отделы вневедомственной охраны, руководители которых одновременно
являлись заместителями начальников отделов милицейской службы, что создавало
предпосылки для организации эффективного взаимодействия вневедомственной охраны
с другими службами милиции.
С
течением времени стала проявляться тенденция расширения самостоятельности
аппарата, что в дальнейшем вызвало существенные организационно-структурные
изменения. Этому способствовало последовательное увеличение количества
объектов, передаваемых под вневедомственную охрану, рост численности сторожей.
Одновременно
взят курс на более широкое внедрение и использование технических средств для обеспечения охраны объектов.

Период
с 1952 по 1960 год можно охарактеризовать как время организационного
становления всех видов и уровней подразделений вневедомственной охраны. В эти
годы в основном завершена передача объектов, ранее охранявшихся ведомственной
сторожевой охраной, вневедомственной охране. Активно разрабатывались
нормативные правовые акты, регламентировавшие широкий круг вопросов этой деятельности, нормативы
штатной численности и определены перспективные направления ее развития.
Учитывая
экономическую эффективность сосредоточения охраны в одном подразделении Совет Министров СССР своим постановлением от 8 февраля 1965 года № 76-30 предложил министерствам и ведомствам передать
под вневедомственную охрану все предприятия, учреждения и организации, расположенные в городах, районных центрах и рабочих поселках.
Таким
образом, последовательное усложнение и расширение возложенных на
вневедомственную охрану функций, рост числа охраняемых объектов и численности
личного состава, создание в отделах и отделениях новых звеньев требовали
существенного повышения уровня управления службой. Это было учтено при
образовании Министерства охраны общественного порядка СССР: в его составе было
создано Управление вневедомственной охраны, а также утверждено постановлением Правительства
СССР от 18 февраля 1966 года № 129 «Типовое положение о вневедомственной охране
при органах внутренних дел».
Можно
отметить, что в 1966 году с образованием вышеуказанного Министерства в стране
было закончено формирование единой централизованной системы вневедомственной
охраны, которая была остро нацелена на решение задач по защите государственной
собственности от преступных посягательств.
.jpg)
Качественным
скачком в организации деятельности службы стало издание распоряжения Совета
Министров СССР от 10 мая 1967 г. № 1026, которое разрешало производить замену
сторожей и бригадиров подразделений вневедомственной охраны лицами рядового и
младшего начальствующего состава милиции. Появление на улицах городов в
наиболее криминогенное ночное время нарядов милиции, активная работа по
оборудованию охраняемых объектов средствами сигнализации позволили значительно
повысить эффективность борьбы с посягательствами на государственное и общественное имущество.
В
целях дальнейшего развития вневедомственной охраны в начале 60-х годов начались
активные поиски новых технических средств для использования их в охране
собственности. Для разработки технических средств сигнализации было создано
специальное конструкторское бюро с небольшой механической мастерской. В штаты
подразделений охраны стали вводиться должности электромонтеров. В это же время
началось использование телефонных линий связи для передачи сигналов «тревога» с
охраняемых объектов непосредственно в отделы охраны.
Прообраз
пульта централизованного наблюдения, созданный в Тушинском районе г. Москвы в 1965 году, представлял собой щит, на котором
были смонтированы 40 приемно-контрольных приборов и столько же звонков. Данное
решение оказалось эффективным. И поэтому охрана объектов с применением пультов
централизованного наблюдения сразу получила широкое распространение.
С
выходом постановления Совета Министров СССР от 8 февраля 1965 г. № 76-30 «О
дальнейшем совершенствовании охраны объектов народного хозяйства с помощью
пультов централизованного наблюдения» эта работа значительно активизировалась.
Стали создаваться специальные пункты централизованной охраны – ПЦО. Совместно с
Министерством связи был решен вопрос об использовании действующих телефонных
линий и установке на телефонных станциях оборудования пультов централизованной
охраны.
Экономическая
эффективность и интенсивное развитие централизованной охраны вызвали
необходимость создания нарядов групп задержания из числа работников милиции для
реагирования на поступающие сигналы «тревога» с охраняемых объектов, которые в
народе получили название «ночная милиция».
Сформированные
дежурные наряды «ночной милиции» не только несли службу по охране объектов
народного хозяйства на маршрутах патрулирования, но и эффективно обеспечивали
охрану общественного порядка на территориях обслуживания и в зонах своей
дислокации.
По
мере развития централизованной охраны службе вневедомственной охраны была
поставлена задача по организации охраны квартир граждан по договорам. В результате
к 1978 году охрана квартир с помощью сигнализации и пультов приобрела огромную популярность среди населения.
.jpg)
Дальнейшим
этапом развития службы вневедомственной охраны стало расширение объемов
охранной деятельности, осуществленное в рамках реализации постановления Совета
Министров от 2 сентября 1987 года № 363 «О мерах по дальнейшему упорядочению
охраны». В соответствии с указанным постановлением во всех республиках, краях и областях страны была
проведена работа по передаче под вневедомственную охрану более 40 тысяч объектов народного хозяйства. Практически во всех городах, районах и
поселках городского типа, где имелась вневедомственная охрана, были созданы
пункты централизованной охраны.
Переход
к рыночной экономике и связанные с этим трудности привели к ухудшению экономического положения службы, ликвидации части подразделений.
Для реализации требований Закона Российской Федерации «О милиции» в 1991-1992 годах был подготовлен проект, а 14 августа 1992 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации». Принятие указанного постановления создало
правовую базу, позволяющую на основе кадрового, технического и экономического потенциала осуществлять более эффективное влияние на
обеспечение сохранности имущества собственников, повысить вклад службы в борьбу с преступностью.
Наивысшего
пика своего развития вневедомственная охрана достигла к 2000-м годам, что подтверждается наибольшим количеством охраняемых объектов,
квартир и МХИГ.
В
2004 году в МВД России началось реформирование и в первую очередь оно коснулось
вневедомственной охраны. В ходе кардинальной реорганизации на базе Главного управления
вневедомственной охраны МВД России были созданы Департамент государственной
защиты имущества и Центр оперативного руководства деятельности вневедомственной
охраны МВД России. Основными задачами Департамента являлась выработка государственной
политики в области государственной защиты имущества, разработка стратегии и
тактики работы всех подразделений вневедомственной охраны на основе нормативных
правовых документов. Основными задачами Центра оперативного руководства
деятельности вневедомственной охраны МВД России являлись: организация охраны
имущества юридических и физических лиц подразделениями вневедомственной охраны, участие в разработке и реализации мер по упорядочению и совершенствованию охраны
имущества юридических и физических лиц, организационно-методическое руководство
и обеспечение совершенствования деятельности подразделений вневедомственной
охраны.
Еще
одним ключевым пунктом в истории вневедомственной охраны стал 2005 год. Именно тогда на базе проектно-монтажных, сторожевых и военизированных подразделений вневедомственной охраны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66
было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД
России с развитой сетью филиалов практически во всех субъектах Российской
Федерации.
С
этого года решение основной служебной задачи – обеспечение надежной охраны
имущества граждан и организаций, вневедомственная охрана стала осуществлять в
тесном взаимодействии с ФГУП «Охрана»
МВД России. При этом функции по выполнению проектно-монтажных работ,
обслуживанию технических средств сигнализации на объектах и квартирах,
организация физической охраны объектов стали обеспечиваться силами
специализированных подразделений предприятия.
Передав
указанные функции ФГУП «Охрана» МВД России подразделения вневедомственной
охраны сосредоточились на обеспечении мобильности, оперативности реагирования
на сигналы «тревога»
с охраняемых объектов и квартир граждан, на сообщения о совершаемых
преступлениях и административных правонарушениях в зонах постов
и маршрутов патрулирования.
При
этом в базис охранной политики службы был заложен принцип комплексности
оказываемых услуг: начиная с обследования объекта, разработки технического
задания по оборудованию его техническими средствами (средства сигнализации,
видеонаблюдения, контроля доступа), подключения на пульты централизованного
наблюдения, заканчивая реагированием при поступлении сигналов «тревога» и
осуществлением физической охраны.
В
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №
157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской
Федерации» подразделения вневедомственной охраны включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Систему вневедомственной охраны войск национальной
гвардии Российской Федерации<1> составляют:
- на
федеральном уровне – Главное управление вневедомственной охраны Росгвардии;
- на
региональном – управления (отделы) вневедомственной охраны ВНГ России, осуществляющие свою деятельности в форме федеральных
государственных казенных учреждений<2>;
- на
районном – подразделения вневедомственной охраны ВНГ России представлены
филиалами ФГКУ УВО (ОВО).
В
структуре ФГКУ УВО (ОВО) и их филиалов формируются строевые подразделения
вневедомственной охраны<3>,
которые в исключительных случаях также могут создаваться в качестве
самостоятельных подразделений.
В
свою очередь СП ВО в зависимости от объема и специфики выполняемых задач,
а также имеющейся штатной численности представлены полками, батальонами,
ротами, взводами и отделениями.
Непосредственное
руководство филиалами и их СП ВО в соответствии с утвержденными Директором<4> уставами ФГКУ УВО (ОВО) осуществляет начальник ФГКУ УВО (ОВО) и его
заместители.
В СП ВО
для охраны имущества и (или) объектов формируются следующие виды нарядов
вневедомственной охраны:
- группа
задержания;
- пост охраны
объекта;
- патруль по
охране объекта;
- наряд по
охране имущества при транспортировке;
- наряд по
охране мест стоянок и (или) обслуживания судов и иных плавсредств с ядерными
энергетическими установками и радиационными источниками в морских портах, в
которые разрешен их заход.
В
структуре ФГКУ УВО (ОВО) создаются отделы (отделения, группы, направления)
которыми в мирное время обеспечивается выполнение следующих основных задач:
- охрана
особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране
войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- охрана имущества
физических и юридических лиц по договорам;реализация
в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической
политики в области охраны имущества и объектов.
Для
реализации первой задачи подразделения вневедомственной охраны ВНГ России
оказывают услуги на договорной возмездной основе, как посредством выставления
стационарных постов, так и при помощи технических средств охраны (далее – ТСО),
при этом и в первом и во втором случае задействуются наряды СП ВО.
Подразделения
вневедомственной охраны ВНГ России предназначены для осуществления деятельности
ВНГ России по охране особо важных
и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ России, в
соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации,
имущества физических и юридических лиц по договорам, а также обеспечения
оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной,
охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных
к пультам централизованного наблюдения подразделений ВНГ России объектах,
охрана которых осуществляется с помощью ТСО, участия (в рамках полномочий) в
обеспечении охраны общественного порядка и обеспечении общественной
безопасности в границах постов и на маршрутах патрулирования (движения).
_____________________________________________
<1> Далее – «ВНГ России».
<2> Далее – «ФГКУ УВО (ОВО)»
<3> Далее – «СП ВО».
<4> Директор Федеральной службы
войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующий войсками
национальной гвардии российской Федерации генерал армии В.В. Золотов.