Статья: «О некоторых вопросах реализации собственниками (правообладателями) объектов (территорий) мероприятий по антитеррористической защищенности, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области противодействия терроризму».
В адрес Росгвардии поступает много обращений о разъяснении порядка применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - ММПЛ) и объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности и сфер деятельности, изданных в соответствии с Правилами их разработки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 и утвержденных соответствующими актами Правительства Российской Федерации (далее - Требования), ответы на которые будут приведены в данной статье.
Очень часто возникает вопрос: Какие Требования применять в отношении тех или иных объектов (территорий). Порядок формирования перечней объектов (территорий) и ММПЛ?
Во всех Требованиях в разделе «Общие положения» указано на какие объекты они распространяются.
Как правило, установлено, что это объекты федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных организаций, а также иных организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствующей сфере. Кроме того в ряде актов Правительства Российской Федерации предусматривается формирование соответствующими федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) перечней таких объектов и ММПЛ, на которые данные Требования распространяются.
Если с объектами (территориями), находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и ГК «Росатом» все понятно, то подробнее следует остановиться на формировании перечней ММПЛ.
В соответствии с пунктом 2 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272, перечень ММПЛ в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которые распространяется действия положений названного постановления, определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФСБ России, МВД России, Росгвардии и МЧС России.
Основные критерии по определению перечня ММПЛ содержатся в пункте 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», согласно которому под ММПЛ понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Казалось бы, все предельно ясно и просто. Вместе с тем в данном вопросе существует один принципиально важный аспект.
В перечень ММПЛ, формируемый в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272, не включаются ММПЛ, собственниками которых или лицами, использующими места массового пребывания людей на ином законном основании, являются федеральные органы исполнительной власти и ГК «Росатом» или которые относятся к сфере их деятельности, а также подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерациии <1>.
Это важно. Как показывает практика, зачастую в перечни ММПЛ включаются объекты образования, здравоохранения, культуры и прочие объекты, находящиеся в сфере деятельности различных федеральных органов исполнительной власти. По нашему мнению это было связано, в первую очередь, с необходимостью проведения в отношении таких объектов мероприятий антитеррористииеекой направленности, и отсутствием, на момент их включения в перечни ММПЛ, требований к антитеррористической защищенности объектов в соответствующей сфере деятельности.
В этой связи не стоит упускать из вида, что в дальнейшем утверждение актами Правительства Российской Федерации требований к таким объектам потребует от собственника (правообладателя) объекта проведения повторных процедур их категорирования и паспортизации. А учитывая специфику объектов различной ведомственной принадлежности и, как следствие, предъявление к ним отличных от установленных для ММПЛ требований, в части их инженерно-технической укрепленности, могут потребоваться дополнительные затраты хозяйствующих субъектов на приведение их антитеррористической защищенности в соответствие.
Следует также отметить, что в Требованиях не определено, какие ММПЛ включаются в перечни, формируемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а какие - в перечни, формируемые органами местного самоуправления. Ранее МВД России по данному вопросу давались соответствующие разъяснения, содержание которых заключается в следующем<2>:
«В целях исключения противоречий при формировании указанных перечней полагаем возможным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации включать в перечень ММПЛ, которые относятся к сфере их деятельности.
Органам местного самоуправления в свою очередь рекомендуется проводить работу по формированию перечней в отношении ММПЛ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований (за иеключением ММПЛ, которые относятся к сфере деятельности соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Названый подход к распределению полномочий закреплен в соответствующих распорядительных актах отдельных субъектов Российской Федерации, которые содержат необходимые поручения и рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по формированию перечней<3>».
Также актуален вопрос: «Куда следует обращаться с целью включения в состав комиссии по обследованию и категорированию объектов (территорий) или ММПЛ представителей войск национальной гвардии Российской Федерации?»
В соответствии с положениями Требований в составы комиссий по обследованию и категорированию объектов (территорий) включаются должностные лица территориальных органов Росгвардии или подразделений вневедомственной охраны, в том числе по согласованию.
Что это значит. Обязательное участие уполномоченных должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации в составе комиссий обеспечивается в отношении объектов, охраняемых войсками национальной гвардии Российской Федерации (как стационарными постами, так и с помощью технических средств охраны), мест массового пребывания людей, а также в отношении иных объектов (территорий), с учетом их социальной значимости, принимая во внимание наличие подразделений (органов) Росгвардии в местах расположения таких объектов (территорий).
В ходе формирования межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) или ММПЛ заинтересованный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) или собственник (правообладатель) объекта (территории) в письменной форме обращается в территориальный орган Росгвардии или подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
По результатам рассмотрения обращения территориальный орган Росгвардии (подразделение вневедомственной охраны) в установленном законодательством Российской Федерации порядке информирует заявителя о результатах рассмотрения его обращения/
Необходимо отметить, что зачастую собственники объектов (территорий) и органы местного самоуправления направляют обращения о выделении сотрудников для участия в рабЬте соответствующих комиссий в центральный аппарат Росгвардии, что значительно влияет на увеличение временных рамок, отведенных на создание данной комиссии. Это связано с процедурой рассмотрения обращения и доведения его до непосредственного исполнителя в лице территориального органа Росгвардии (подразделения вневедомственной охраны) соответствующего региона.
В этой связи, как уже было отмечено выше, целесообразней обратиться в соответствующий территориальный орган Росгвардии или подразделение вневедомственной охраны. Для обеспечения эффективного взаимодействия по вопросам категорирования и паспортизации ММПЛ или объектов (территорий) на официальном сайте Росгвардии (rosgvard.ru) во вкладке «Главная — Контакты — Округа войск» размещены необходимые контактные данные.
Какой порядок согласования паспорта безопасности объекта (территории) или ММПЛ?
Порядок согласования паспорта безопасности во всех Требованиях подробно определен и практически не отличается.
Вместе с тем следует отметить, что до недавнего времени правом согласования паспортов безопасности в Росгвардии были наделены лишь руководители территориальных органов Росгвардии.
В силу установленной структуры организационно-штатного построения территориальных органов Росгвардии, географических особенностей ряда субъектов Российской Федерации и удаленности населенных пунктов от мест постоянной дислокации соответствующего территориального органа Росгвардии, а также сроков, отведенных на согласование указанных паспортов, в реализации данных мероприятий возникал ряд затруднений.
В целях упрощения данной процедуры, в ряд Требований были внесены соответствующие изменения, которые в настоящее время позволяют собственникам согласовывать паспорта безопасности как с руководителями территориальных органов Росгвардии, так и с руководителями подразделений вневедомственной охраны по месту нахождения объекта (территории) или ММПЛ.
В завершение необходимо отметить, что к основным нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы антитеррористической защищенности; которыми необходимо руководствоваться, относятся:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 декабри 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. №851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»;
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам»;
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. № 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта»;
приказ Минрегиона России от 5 июля 2011 г. № 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общце требования проектирования»).
Основные принципы противодействия терроризму, а также правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним определены Федеральным законом от 1 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В свою очередь собственники (физические и юридические лица) выполняют или обеспечивают выполнение данных Требований в отношении объектов (территорий) и иных ММПЛ, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Кроме этого на сегодняшний день издано 34 постановления Правительства Росеийской Федерации, утверждающие требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) различных сфер деятельности и ведомственной принадлежности, с актуальными положениями которых можно ознакомиться на официальном портале правовой информации в сети «Интернет» pravo.gov.ru, на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти либо справочных правовых систем.
<1>Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 928-р.
<2>Разъяснения МВД России от 29.12.2015 № 1/10983.
<3>Например, распоряжения Главы Республики Коми от 3 июля 2015 г. № 171 -р, Правительства Кировской области от 4 августа 2015 г. № 297.