В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 231-ФЗ) с 29 июня 2022 года вступают в силу изменения, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере оборота оружия, усиление контроля за законностью владения оружием гражданами Российской Федерации, оптимизацию его использования юридическими лицами, а также противодействие незаконному обороту оружия.
В частности, введены в оборот следующие определения:
гладкоствольное огнестрельное оружие - огнестрельное оружие, канал ствола которого имеет круглое сечение, цилиндрическую или коническую форму и гладкую (ровную) внутреннюю поверхность на всем его протяжении;
нарезное огнестрельное оружие (огнестрельное оружие с нарезным стволом) – огнестрельное оружие, канал ствола которого имеет сечение, форму или нарезы (выступы и углубления) на внутренней поверхности, придающие в процессе выстрела метаемому снаряжению вращательное движение вокруг своей оси;
спусковой механизм – механизм оружия, предназначенный для управления началом и окончанием стрельбы;
ударный механизм – механизм оружия, обеспечивающий приведение в действие ударного средства инициирования патрона;
переделка оружия – замена или изменение формы и (или) размеров основных частей огнестрельного оружия либо деталей ударного и спускового механизмов оружия, замена или изменение частей списанного оружия, пневматического оружия, сигнального оружия, газового оружия или метательного стрелкового оружия, которые повлекли изменение технических характеристик оружия, учитываемых при сертификации оружия (обязательном подтверждении соответствия), уничтожение или изменение маркировочных обозначений, номера и (или) клейма оружия.
Установлены дополнительные условия, исключающие владение огнестрельным оружием в отношении отдельных категорий лиц:
1) граждан, не достигших возраста 21 года, за исключением:
а) граждан прошедших либо проходящих военную службу;
б) граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции;
в) граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
г) граждан, занимающихся профессиональной деятельностью связанной с охотой;
д) работников юридических лиц с особыми уставными задачами;
е) спортсменов, занимающихся стрелковыми видами спорта;
2) имеющих снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенные с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;
3) имеющих снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;
4) имеющих снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
5) имеющих снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);
6) два или более раза осужденных за совершение преступления;
7) привлеченных к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, а равно привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Кроме того, Федеральным законом № 231-ФЗ установлено, что:
оружие является источником повышенной опасности (данное положение влечет за собой возложение на владельца оружия повышенной гражданско-правовой ответственности);
огнестрельное оружие, имеющее сверловку ствола типа «Ланкастер», а также имеющее нарезную (до 140 мм) часть ствола («парадокс»), является нарезным оружием (с учетом вводимых определений гладкоствольного и нарезного оружия), для его приобретения необходим 5-летний стаж владения огнестрельными гладкоствольным оружием;
гражданам Российской Федерации, получившим лицензию на приобретение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, до истечения первых двух лет владения таким оружием не разрешается приобретать в целях самообороны или охоты огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, имеющее более двух стволов или магазин (барабан);
все обращенное в государственную собственность оружие, в том числе конфискованное и выморочное, будет уничтожаться Росгвардией;
собственники оружия вправе сдать принадлежащие им оружие и (или) патроны к нему в территориальные органы Росгвардии для уничтожения (оружие и (или) патроны к нему безвозмездно уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации на основании заявления их собственника без возмещения собственнику стоимости таких оружия и патронов к нему);
основанием для аннулирования и изъятия разрешительных документов является неисполнение лицом, владеющим на законном основании оружием, обязанности по представлению оружия для осмотра или предоставления доступа к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия;
изъятие оружия производится в случае невыполнения лицом, осуществляющим ношение оружия, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Также Федеральным законом № 231-ФЗ установлены запреты на:
хранение юридическими лицами (за исключением государственных военизированных организаций) оружия в помещениях, предназначенных для его хранения, не оборудованных охранной сигнализацией с выводом на пульт охраны организаций, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять охрану соответствующих помещений;
хранение списанного оружия гражданами и юридическими лицами (за исключением государственных военизированных организаций) без уведомления в установленном порядке Росгвардии или ее территориального органы по месту жительства гражданина либо по месту нахождения юридического лица;
распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по незаконному изготовлению оружия и его основных частей.
В целях соблюдения требований отдельных положений Федерального закона № 231-ФЗ следует учитывать:
1. При покупке охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом гражданами, владеющими оружием канал ствола которого имеет сверловку типа «Ланкастер», либо нарезную (до 140 мм) часть «парадокс», приобретенным до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ, необходимо руководствоваться следующим.
По общему правилу, установленному статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон «Об оружии»), приобретать охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.
В то же время в связи с вступлением в силу Федерального закона № 231-ФЗ приобретение нарезного охотничьего огнестрельного оружия гражданами, владеющими менее пяти лет оружием со сверловкой ствола «ланкастер» или «парадокс», право на владение которым возникло у них до 29 июня 2022 года, исключено.
Следует отметить, что Федеральным законом «Об оружии» запрещено владение гражданами оружия, право на приобретение которого им не предоставлено, в связи с чем при выявлении случаев хранения такого оружия оно в установленном порядке подлежит изъятию.
Вместе с тем статьей 5 Федерального закона № 231-ФЗ предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми гражданам, владеющим оружием со сверловкой ствола «ланкастер» или «парадокс», разрешается хранение, хранение и ношение оружия, право на приобретение которого после 29 июня 2022 года ими утрачивается, на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении.
При этом за владельцами моделей оружия со сверловкой ствола «ланкастер» или «парадокс», купившими их до 29 июня 2022 года, сохраняется право приобретения патронов к такому оружию.
2. Оружие со сверловкой ствола «ланкастер» и «парадокс» можно будет приобрести только на основании лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему (серии ЛНа), полученной в соответствии с частями восьмой и девятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии».
3. Правом приобретения в целях самообороны или охоты гладкоствольного оружия, имеющего более двух стволов или магазин (барабан), наделяются граждане Российской Федерации, получившие лицензию на приобретение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия и владеющие не менее двух лет таким оружием.
Обращаем внимание, что данное положение не распространяется на случаи приобретения оружия для занятий спортом.
Граждане, владеющие менее двух лет гражданским огнестрельным длинноствольным оружием, не смогут получить разрешение на хранение, хранение и ношение гладкоствольного оружия (имеющего более двух стволов, магазин или барабан), приобретенного после вступления в силу Закона № 231-ФЗ.
Например:
Гражданин А*** 30 июня 2022 года приобрел в целях охоты (самообороны) одноствольное гладкоствольное ружье, имеющее магазин, модели «МР-155», 12 кал. по лицензии, выданной 1 марта 2022 года, и в этот же день обратился в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение оружия (РОХа).
В данном случае по результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** на момент приобретения указанного оружия 2 года охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием не владел.
В соответствии с частью пятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» принимается решение об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение оружия.
В случае приобретения названного оружия до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ такое оружие подлежит постановке на учет.
Например:
Гражданин А*** 28 июня 2022 года приобрел одноствольное гладкоствольное ружье, имеющее магазин, модели «МР-155», 12 кал. по лицензии, выданной 1 марта 2022 года, и обратился в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение оружия (РОХа) 29 июня 2022 года.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** на момент приобретения указанного оружия 2 года охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием не владел.
Вместе с тем, учитывая переходные положения статьи 5 Федерального закона № 231-ФЗ, приобретенное оружие подлежит постановке на учет.
4. В случае выявления наступивших до 29 июня 2022 года обстоятельств, предусмотренных пунктами 3.1 – 3.5, 5.1 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии», являющихся препятствием для выдачи лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия, в отношении владельцев гражданского оружия, получивших соответствующие разрешительные документы до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ, им разрешается хранение, хранение и ношение оружия на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении (статья 5 Федерального закона № 231-ФЗ).
Например:
Гражданин А***, владеющий на законных основаниях гладкоствольным ружьем модели «МР-27», 12 кал., 1 июля 2022 года обратился в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о продлении срока действия разрешения на хранение и ношение указанного оружия.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** имеет снятую (или погашенную) судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия.
Учитывая переходные положения статьи 5 Федерального закона № 231-ФЗ, разрешение на хранение и ношение оружия подлежит продлению.
В то же время в случаях дальнейшего (начиная с 29 июня 2022 года) обращения граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, с заявлениями о выдаче очередных лицензий на приобретение оружия, с учетом переходных положений Федерального закона № 231-ФЗ, необходимо принимать решение об отказе в выдаче лицензии по основаниям, предусмотренным частью четвертой статьи 9 Федерального закона «Об оружии» со ссылкой на пункты 3.1 – 3.5, 5.1 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии».
Справочно:
В соответствии с частью двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» (в редакции Федерального закона № 231-ФЗ) лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается гражданам Российской Федерации:
3.1) имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;
3.2) имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;
3.3) имеющим снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
3.4) имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);
3.5) два и более раза осужденным за совершение преступления;
5.1) привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, а также привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Например:
Гражданин А***, владеющий на законных основаниях гладкоствольным ружьем модели «МР-27», 12 кал., 1 июля 2022 года обратился в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче лицензии серии ЛГа.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** имеет снятую (или погашенную) судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия.
В указанном случае принимается решение об отказе в выдаче названной лицензии.
Аналогичное решение в отношении таких граждан принимается также в случаях обращения за повторным получением лицензий и разрешений после прекращения действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, прекращения права хранения, а также хранения и ношения оружия (аннулирования, либо истечения срока действия).
5. В случае выявления наступивших до 29 июня 2022 года обстоятельств, предусмотренных пунктами 3.1 – 3.5, 5.1 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» (в новой редакции), являющихся препятствием для выдачи лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия, в отношении граждан, получивших соответствующие лицензии до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ, но обратившимся с заявлением о выдаче разрешения на хранение, хранение и ношение оружия после его вступления в силу, может быть выдано соответствующее разрешение.
Например:
Гражданин А*** 20 июня 2022 года приобрел гладкоствольное ружье «ИЖ-27», 12 кал. по лицензии, выданной 1 марта 2022 года, и обратился 30 июня 2022 года в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение приобретенного оружия.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** имеет снятую (или погашенную) судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия, что является препятствием для владения оружием.
Вместе с тем, учитывая переходные положения статьи 5 Федерального закона № 231-ФЗ, приобретенное оружие подлежит постановке на учет.
6. В случае привлечения до 29 июня 2022 года граждан, имеющих в собственности на законном основании гражданское оружие либо лицензию на его приобретение, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, к таким гражданам применяются переходные положения, предусмотренные частью второй статьи 5 Федерального закона 231-ФЗ.
То есть, указанной категории граждан разрешается хранение, хранение и ношение оружия, на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении. Действующие разрешительные документы не аннулируются. При этом такие граждане не вправе до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, получить лицензию на приобретение оружие.
Например:
Гражданин А***, получивший 1 февраля 2022 года лицензию серии ЛГа, обратился 22 июня 2022 года в подразделений лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение приобретенного оружия.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** 1 марта 2022 года привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Санкция предусматривает административный арест на срок до пятнадцати суток).
Учитывая переходные положения статьи 5 Федерального закона № 231-ФЗ, приобретенное оружие подлежит постановке на учет с выдачей соответствующего разрешение на хранение и ношение оружия.
7. Переделка оружия в том смысле, в котором она упомянута в статье 1 Федерального закона «Об оружии» в редакции Федерального закона № 231-ФЗ, и ранее не была разрешена. Более того, за переделку отдельных видов оружия установлена уголовная ответственность (статья 223 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (пункт 11) разъясняется содержание переделки оружия как разновидности его незаконного изготовления.
При этом до сих пор в федеральных законах это понятие закреплено не было и в Федеральном законе «Об оружии» устранен данный правовой пробел в целях конкретизации, исключения расширительного толкования понятия «переделка оружия», а также для доведения его сути до владельцев оружия.
В этой связи понятие переделки оружия содержит только такие изменения частей и механизмов оружия, в результате которых оружие становится запрещенным к обороту в соответствии с ограничениями, установленными Федеральным законом «Об оружии» (изменение основных частей оружия: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка; доработка ударно-спускового механизма, в результате которой оружие приобретает возможность автоматической стрельбы либо стрельбы, при общей длине огнестрельного длинноствольного оружия менее 800 мм).
Речи о запрете тюнинга оружия с учетом указанных ограничений не идет, что подтверждается сохранением нормы Федерального закона «Об оружии», согласно которой ремонт и замена частей огнестрельного оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия, могут производиться владельцем этого оружия самостоятельно (часть 4 статьи 16 Федерального закона «Об оружии»). При этом необходимо учитывать, что тюнинг не должен придавать огнестрельному оружию внешний вид других предметов – на оборот такого оружия также установлен запрет (абзац 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об оружии»).
Таким образом, введение понятия переделки оружия и установление ее запрета никак не ограничивает права владельцев оружия и не повлечет для них дополнительных ограничений или требований.