AAAAA A A А x

210 ЛЕТ ВОЙСКАМ ПРАВОПОРЯДКА РОССИИ

БАРАНОВ ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК В ОТСТАВКЕ, ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК 4 НАУЧНОГО ОТДЕЛА НЦСИ РОСГВАРДИИ

КЛИМОВ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ПОЛКОВНИК, НАЧАЛЬНИК 4 НАУЧНОГО ОТДЕЛА НЦСИ РОСГВАРДИИ

Вооруженные формирования, предназначенные для поддержания правопорядка, обеспечения внутренней безопасности, охраны важнейших объектов, являются необходимым атрибутом государственной власти. Войска правопорядка России имеют свою, насыщенную фактами и событиями, историю. В ней, как и в жизни всего государства, были драматические, героические и трагические страницы.

Более чем двухвековая история войск правопорядка свидетельствует о том, что на всех этапах своего развития они занимали одно из главных мест в общей структуре органов государственной власти, призванных укреплять правопорядок и внутреннюю безопасность страны.

В 1811 г. в России была создана внутренняя стража – военно-охранительная структура, наделенная полицейскими функциями. Она подчинялась органам военного управления Российской империи [1].

Внутренняя стража состояла из губернских батальонов и команд служащих инвалидов (ветеранов военной службы, оставленных от полевой службы за возрастом). Положением для внутренней стражи было предусмотрено образование бригад и округов во главе с окружными генералами. В июне 1811 г. во внутренней страже служило 37 тыс. человек.

Внутренняя стража России достойно выдержала экзамен в ходе Отечественной войны 1812 года, сыграв важную роль в подготовке армейских резервов и в обеспечении внутренней безопасности Российской империи. Личный состав внутренней стражи занимался организацией рекрутских наборов и сопровождением новобранцев к месту службы. Только за 1812–1814 гг. в действующую армию поступило 1 млн 237 тыс. рекрутов и было набрано около 200 тыс. ополченцев. Кроме того, было закуплено более 53 тыс. лошадей для русской армии [2, с. 9, 11, 76].

С 30 марта 1816 г. внутренняя стража по именному указу императора Александра I стала именоваться Отдельным корпусом внутренней стражи. Командованием корпуса была успешно проведена значительная работа по переустройству внутренней стражи на территории европейской части Российской империи, вновь сформированы батальоны и реорганизованы команды, одновременно дав пополнение русской армии и позволив реформировать рекрутский набор [3].

В 1817 г. в составе Отдельного корпуса внутренней стражи на базе армейских кавалерийских подразделений были сформированы жандармские команды внутренней стражи, отбор в которые осуществлялся с особой тщательностью. Благодаря этому силы правопорядка получили в свое распоряжение мобильные формирования, способные оперативно реагировать на массовые беспорядки в стране.

В период Крымской войны 1853–1856 гг. личный состав Отдельного корпуса внутренней стражи в боевых действиях с противником проявил стойкость и мужество. В ходе войны военнослужащие внутренней стражи выполняли задачи по первоначальному обучению рекрутов, формированию государственного ополчения и резервов, а также участвовали в обеспечении действующей армии патронами и провиантом, усилении караулов при пороховых заводах.

В соответствии с военной реформой начала 1860-х гг. в Российской империи на базе упраздненного Отдельного корпуса внутренней стражи были созданы местные войска, которые вошли в состав вновь образованных военно-административных органов армейского управления – военных округов [4].

Согласно Положению об управлении местными войсками военного округа от 1864 г., были созданы должности начальников местных войск, в каждой губернии назначался губернский воинский начальник с правами командира полка, а в уездах – уездные воинские начальники с правами командиров батальонов. Все организации местных войск были включены в военно-окружную систему управления.

В дальнейшем, в целях сокращения военных расходов и реформирования войск, было реорганизовано управление местными войсками на территории европейской части России. В1881 г. были образованы 22 местные бригады, которые были подчинены командующим войсками военных округов. В состав местных бригад были включены все местные войска, расположенные в европейской части Российской империи.

В январе 1886 г. по высочайшему повелению императора       Александра III на основе существующих конвойных команд была организована конвойная стража. Конвойная стража имела двойное подчинение: Военному министерству и Министерству внутренних дел, которые совместно распределяли офицерские кадры конвойной стражи, определяли места дислокации конвойных команд, издавали правила о порядке несения службы. С 1895 г. функции Министерства внутренних дел стало выполнять Министерство юстиции [5, с. 281–282].

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война выдвинула перед формированиями местных войск и конвойной стражи, кроме выполняемых повседневных задач, совершенно новые задачи военного времени.

В годы войны местные войска обеспечивали проведение мобилизационных мероприятий, наводили порядок в тыловых районах, отправляли пополнение в армию, помогали осуществлять населению военно-конскую повинность, содержали материальные запасы для вновь формируемых воинских частей. В тылу фронтов местные войска несли гарнизонную и караульную службу.

Конвойная стража также выполняла большой объем разнообразных задач, непосредственно связанных с обеспечением деятельности действующей армии. Среди них: перевозка солдат; сопровождение иностранных подданных; конвоирование военнопленных; охрана перевозимых воинских грузов.

После Февральской, а затем Октябрьской революций 1917 г. коренные изменения затронули также жизнь и быт русской армии. Из всех вооруженных формирований бывшей Российской империи без существенных изменений осталось только одно – конвойная стража.

После Октябрьской революции 1917 г. обстановка в России требовала создания войск специального назначения для выполнения задач по укреплению тыла, обеспечению внутренней безопасности в стране.

В декабре 1917 г. была создана комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, получившая название Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК РСФСР (далее – ВЧК). Для борьбы с бандитизмом, диверсиями и другими открытыми выступлениями врагов в тылу страны были созданы вооруженные отряды при Петроградской и местных ЧК [6].

В июне 1918 г. было принято решение об объединении этих вооруженных отрядов в Корпус войск ВЧК. Руководство корпусом возлагалось на образованный штаб, который осуществлял оперативные, снабженческие, строевые и инспекторские функции.

1 января 1919 г. Корпус войск ВЧК был переименован в войска ВЧК, а штаб Корпуса войск ВЧК – в штаб войск ВЧК. Численность войск ВЧК была установлена в 30 тыс. человек. Войска ВЧК, а также все ведомственные вооруженные формирования Советского государства, составляли войска вспомогательного назначения.

К маю 1919 г. назрела необходимость реорганизации войск вспомогательного назначения. 28 мая 1919 г. на их базе были созданы войска внутренней охраны Республики (далее – ВОХР), которые сыграли важную роль в обеспечении правопорядка в тыловых районах страны, охране производства и коммуникаций, выполнении продовольственной разверстки на территории России [7].

Процесс реорганизации войск правопорядка на территории страны был завершен с созданием в 1920 г. войск внутренней службы (далее – ВНУС), в состав которых вместе с войсками ВОХР дополнительно вошли вооруженные отряды караульной и железнодорожной охраны, железнодорожная и водная милиция. Высшим органом управления стал штаб войск ВНУС. В военных округах вводились должности командующих войсками ВНУС округа [8].

В годы Гражданской войны войска правопорядка, являясь резервом Красной армии, активно участвовали в разгроме белогвардейцев и интервентов, боролись с проявлениями бандитизма на территории страны.

За подвиги в Гражданскую войну свыше 150 бойцов и командиров войск правопорядка были награждены орденом Красного Знамени.

Завершение Гражданской войны в 1922 г. позволило значительно сократить Красную армию и войска правопорядка. 6 февраля 1922 г. было принято решение об упразднении ВЧК и образовании на его основе Государственного политического управления (далее – ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (далее – НКВД) РСФСР. Войска ВЧК преобразовывались в войска ГПУ при НКВД РСФСР.

С образованием Советского Союза в декабре 1922 г. было создано Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР (далее – ОГПУ). Соответственно, войска ГПУ стали называться войсками ОГПУ.

В октябре 1934 г. в ведение НКВД СССР были переданы воинские части конвойных войск, преобразованные в 1931 г. из конвойной охраны. Общее руководство ими также было возложено на Главное управление пограничной и внутренней охраны НКВД СССР [9, с. 110–117].

В связи с осложнением международной обстановки во второй половине 1930-х гг. руководство Советского Союза принимало срочные меры по совершенствованию строительства Вооруженных сил СССР, в том числе и войск правопорядка. В сентябре 1938 г. Главное управление пограничной и внутренней охраны было переименовано в Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР.

Приказом НКВД СССР от 8 марта 1939 г. Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР было разделено на шесть главных управлений: Главное управление пограничных войск, Главное управление войск по охране железнодорожных сооружений, Главное управление войск по охране особо важных предприятий промышленности, Главное управление конвойных войск, Главное управление военного снабжения и Главное военно-строительное управление НКВД СССР [10].

В феврале 1941 г., в связи с разделением НКВД на два наркомата – Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности (далее – НКГБ) СССР, была проведена реорганизация и органов управления войсками НКВД.

В составе НКВД СССР были сформированы: Главное управление пограничных войск, Главное управление войск по охране железнодорожных сооружений и войск по охране особо важных предприятий промышленности, Управление оперативных войск, Управление конвойных войск, Управление военного снабжения, Управление политической пропаганды и Военно-строительный отдел НКВД СССР.

В межвоенный период значительное место в служебно-боевой деятельности войск правопорядка занимала борьба с басмачеством в Средней Азии. Это была тяжелая и напряженная борьба. Органы и войска ГПУ – ОГПУ совместно с воинскими частями Красной армии ликвидировали 123 крупные басмаческие банды и разгромили большое количество мелких банд.

Войска НКВД активно участвовали в защите рубежей нашей Родины. Например, в боях у озера Хасан в 1938 г. принимали участие подразделения 9-го Сибирского кавалерийского полка войск НКВД, в боях на реке Халхин-Гол в 1939 г. – сводный отряд из подразделений внутренних и пограничных войск НКВД СССР.

В период советско-финляндской войны 1939–1940 гг. отдельные оперативные полки и пограничные отряды войск НКВД непосредственно участвовали в боевых действиях, а также охраняли тыл действующей Красной армии. За участие в советско-финляндской войне 12 военнослужащим войск НКВД присвоено звание Героя Советского Союза [11, с. 167].

Участие в Великой Отечественной войне является одной из самых героических страниц истории войск правопорядка.

В годы Великой Отечественной войны войска НКВД СССР принимали активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков и выполняли разнообразные служебно-боевые задачи.

В первом периоде войны (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.) войска НКВД участвовали в приграничных сражениях, а также в важнейших битвах и оборонительных операциях на фронтах. Отдельные гарнизоны и пограничные отряды войск НКВД первыми приняли удар немецко-фашистских войск. Бойцы и командиры 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД входили в гарнизон Брестской крепости, героически вставшего на пути врага [12, с. 170].

В ходе Ленинградской стратегической оборонительной операции (10 июля – 30 сентября 1941 г.) 1, 20 и 21-я стрелковые дивизии войск НКВД участвовали в боях с противником, обеспечивали охрану и оборону объектов на территории Карелии и Ленинградской области, сдерживали натиск немецко-фашистских войск на «Невском пятачке».

В период блокады Ленинграда личный состав 23-й стрелковой дивизии и 13-го мотострелкового полка войск НКВД обеспечивал безопасное движение по «Дороге жизни» [13, с. 141].

В период Битвы за Москву (30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.) на войска НКВД возлагалась оборона города по внутреннему оборонительному рубежу в случае прорыва немецко-фашистских войск. Военнослужащие войск НКВД несли службу по охране общественного порядка в столице, вели борьбу с вражескими агентами, диверсантами, нарушителями установленного порядка, осуществляли круглосуточное патрулирование улиц столицы.

Кроме того, по решению правительства страны из личного состава войск НКВД были сформированы 15 стрелковых дивизий, на основе которых были сформированы 29, 30, 31, 34 и 43-я армии, принявшие участие в обороне Москвы.

Важное политическое значение имело проведение 7 ноября 1941 г. военного парада на Красной площади, где почти половину привлекаемого личного состава составили военнослужащие войск НКВД, в том числе и из прославленной ОМСДОН имени Ф.Э. Дзержинского.

В период контрнаступления советских войск под Москвой с 5 декабря 1941 г. особо отличились военнослужащие 57-й и 69-й бригад войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности.

Во время Сталинградской битвы (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) первыми героическими защитниками Сталинграда были военнослужащие
10-й стрелковой дивизии войск НКВД, которые не позволили немецко-фашистским войскам захватить город с ходу.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество 10-я стрелковая дивизия войск НКВД первой среди соединений Красной армии была награждена орденом Ленина [14, с. 260–261]. Кроме этого, за боевые отличия в период битвы были награждены орденами Красного Знамени 91-й полк по охране железных дорого и 73-й отдельный бронепоезд войск НКВД.

Во втором периоде войны (19 ноября 1942 г. – 31 декабря 1943 г.) войска НКВД сражались наряду с соединениями и воинскими частями Красной армии, внесли значительный вклад в достижение коренного перелома в ходе войны.

В ходе Битвы за Кавказ (25 июля 1942 г. – 9 октября 1943 г.) войска НКВД (Орджоникидзевская, Грозненская и Махачкалинская стрелковые дивизии войск НКВД, созданные в августе 1942 г., 11-й стрелковая дивизия войск НКВД) составили основу особых оборонительных и укрепленного районов, борьбу с диверсионно-разведывательными группами противника в южной части Главного Кавказского хребта вела сформированная для этого Тбилисская стрелковая дивизия войск НКВД, а безопасность перевалов на Черноморском побережье обеспечивала Сухумская стрелковая дивизия войск НКВД.

В боях за Орджоникидзе (в районе селения Гизель) массовый героизм проявили военнослужащие Особого полка, сформированного из выпускников и курсантов Орджоникидзевского училища войск НКВД.

В феврале 1943 г. постановлением Государственного Комитета Обороны из соединений и воинских частей войск НКВД была сформирована Отдельная армия войск НКВД, переданная в состав Красной армии и переименованная в 70-ю армию [15, с. 585].

В июле – августе 1943 г. армия приняла активное участие в Курской битве (5 июля – 23 августа 1943 г.). В ходе сражения личный состав 70-й армии показал высокие моральные и боевые качества. В полосе обороны армии противник потерял около 20 тыс. солдат и офицеров, было подбито и сожжено 572 вражеских танка и сбито 70 самолетов.

В третьем периоде войны (1 января 1944 г. – 9 мая 1945 г.) войска НКВД также приняли активное участие в боевых действиях по разгрому немецко-фашистских войск. 145-й стрелковый полк 64-й дивизии войск НКВД штурмовал город Познань, а 273-й стрелковый полк 63-й дивизии войск НКВД отличился в боях за город Гданьск.

В апреле 1945 г. воинские части 57-й дивизии войск НКВД вели борьбу с остатками разгромленных группировок немецко-фашистских войск. Непосредственно в боях за Берлин участвовал 374-й стрелковый полк войск НКВД [16].

В ходе советско-японской войны (9 августа – 3 сентября 1945 г.) большое значение приобрела организованная войсками НКВД система охраны тыла действующей Красной армии, также личный состав войск НКВД принимал участие в борьбе с группами противника в тылу советских войск, осуществлял конвоирование японских пленных.

В годы войны на войска НКВД СССР были возложены разнообразные служебно-боевые задачи.

Охрана тыла действующей Красной армии осуществлялась войсками НКВД в целях обеспечения порядка в прифронтовой полосе, очистки ее от шпионов, диверсантов, дезертиров, мелких групп противника, бандитских формирований.

Хорошо налаженная личным составом войск НКВД система охраны тыла фронтов и армий способствовала поддержанию непрерывного и устойчивого управления войсками, твердого порядка и армейском и фронтовом тылу, эффективной перегруппировке советских войск.

Организация и проведение партизанской борьбы в тылу врага имело большое значение для осуществления диверсионной деятельности, сбора разведывательных сведений о немецко-фашистских войсках, нарушения вражеских коммуникаций.

Охрана железных дорог, сооружений на них и перевозимых грузов являлась для войск НКВД одной из важнейших задач. Личный состав войск по охране железных дорог обеспечил надежную охрану объектов и перевозимых грузов.

Охрана особо важных предприятий промышленности изначально имела важное государственное значение, выполнение этой задачи войсками НКВД способствовало более качественному функционированию оборонных предприятий страны и своевременному выпуску военной продукции для фронта.

Охрана и конвоирование военнопленных и осужденных, осуществляемые личным составом войск НКВД, отличались своей спецификой. В сложнейших условиях военного времени военнослужащие войск надежно и с высоким качеством выполнили все поставленные задачи, от конвоирования и охраны лагерей военнопленных до охраны строек в тылу страны.

Обеспечение правительственной ВЧ-связи личным составом войск НКВД организовывалось в целях функционирования сети засекреченной связи на территории Советского Союза, а при необходимости и за границей, позволившей поддерживать высокий уровень государственного и военного управления в годы войны.

Обеспечение деятельности трех международных конференций глав государств – участников антигитлеровской коалиции (Тегеранской – в 1943 г. Ялтинской и Потсдамской – в 1945 г.) способствовало развитию союзнических отношений в период войны. Личный состав войска НКВД надежно охранял места проведения конференций, маршруты передвижения правительственных делегаций.

Для борьбы с националистическим подпольем в западных районах Украины, Белоруссии, республиках Прибалтики войска НКВД усилили свою группировку, проводили чекистско-войсковые операции, как в отдельных районах, так и в масштабах нескольких областей одновременно [17].

В годы Великой Отечественной войны войска НКВД достойно выполнили все поставленные служебно-боевые задачи и внесли значительный вклад в достижение общей Победы над нацистской Германией.

За мужество и отвагу в годы войны более 100 тыс. военнослужащих войск были награждены орденами и медалями. В войсках НКВД СССР служили 287 Героев Советского Союза, в том числе 4 дважды Героя Советского Союза. 29 военнослужащих за совершенные подвиги были зачислены навечно в списки воинских частей войск. Доблесть и боевое мастерство 49 соединений, воинских частей, подразделений, бронепоездов и учреждений войск НКВД СССР отмечены государственными наградами или почетными наименованиями.

После окончания Великой Отечественной войны войска правопорядка неоднократно реорганизовывались и входили в состав различных силовых ведомств страны – НКВД, Министерства государственной безопасности (далее – МГБ), Министерства охраны общественного порядка (далее – МООП), Министерства внутренних дел (далее – МВД) СССР.

С 1946 г. войска правопорядка находились в составе образованного вместо НКВД СССР Министерства внутренних дел СССР. В дальнейшем, с 1947 г. только внутренние войска были переданы в состав МГБ СССР, а после объединения МВД и МГБ в одно ведомство в 1953 г. – вновь в состав МВД СССР.

В январе 1960 г., в результате проведения реформ в сфере правоохранительной деятельности государства, МВД СССР было расформировано, а войска вошли в состав МВД РСФСР и других союзных республик. В 1962–1966 гг. войска правопорядка находились в составе МООП РСФСР и других союзных республик, а с 1966 по 1968 г. войска входили в состав образованного союзно-республиканского МООП СССР, которое в 1968 г. было преобразовано в МВД СССР.

В 1966 г. в составе войск МООП СССР были сформированы специальные моторизованные части милиции (далее – СМЧМ), комплектуемые по призыву и предназначенные для несения патрульно-постовой службы по охране общественного порядка [18].

В апреле 1969 г. был утвержден Устав боевой службы внутренних войск, которым регламентировался порядок выполнения войсками служебно-боевых задач.

С целью совершенствования организационной структуры внутренних войск и лучшего руководства соединениями и воинскими частями с 1978 г. создаются территориальные (зональные) управления внутренних войск, формируются новые виды войск, совершенствуется система управления войсками.

К 1981 г. структура органов управления внутренних войск МВД СССР состояла из Главного управления внутренних войск, Управления специальных частей, региональных управлений внутренних войск: по Северо-Западной зоне, по Украинской ССР и Молдавской ССР, по Волго-Вятской зоне, по Казахской ССР и Киргизской ССР, по Уралу, по Западной Сибири, по Дальнему Востоку и Восточной Сибири [19, с. 146–148].

В послевоенный период, исходя из сложившейся социально-политической обстановки внутри страны, перед войсками правопорядка ставились разнообразные и сложные служебно-боевые задачи.

В течение первых послевоенных лет внутренние войска наряду с участием в борьбе с националистическими подпольем и бандитизмом активно выполняли оперативные задания органов государственной безопасности и внутренних дел по изъятию оставшейся в стране вражеской агентуры, изменников Родины и различного преступного элемента.

Для личного состава внутренних войск, участвующего в борьбе с националистическим подпольем в западных регионах Советского Союза, выполнение служебно-боевых задач продолжалось вплоть до средины 1950-х годов.

Большое государственное значение имела задача по охране особо важных объектов и специальных грузов. Для выполнения этой задачи были привлечены созданные в 1946 г. специальные части внутренних войск. Личный состав этих воинских частей надежно обеспечивал охрану режимных объектов Академии наук СССР, оборонных ведомств страны, важнейших государственных предприятий и сооружений [20, с. 226–228].

Специальные части войск обеспечивали охрану особо важных объектов и специальных грузов в составе 27-ми министерств и ведомств страны, мест проведения испытательных работ, а также оборонных, совершенно секретных и секретных грузов при их перевозке различными видами транспорта.

Ответственные задачи по охране военнопленных, осужденных, лагерей и тюрем с военными преступниками выполнял личный состав конвойных соединений и воинских частей. Военнослужащие конвойных войск обеспечивали выполнение служебно-боевых задач по выводу военнопленных и осужденных на работы, по перевозкам их между лагерями и тюрьмами, а также по надежной охране абсолютного большинства объектов исправительно-трудовых учреждений на территории страны.

Добросовестное выполнение личным составом СМЧМ задач патрульно-постовой службы по охране общественного порядка позволяло надежно обеспечивать общественную безопасность на территории Советского Союза. Личный состав СМЧМ и оперативных воинских частей внутренних войск охраняли общественный порядок и обеспечивали общественную безопасность в ходе подготовки и проведения: Всемирных студенческих игр в 1973 г., XXII летних Олимпийских игр в 1980 г., Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1985 г., Игр доброй воли в 1986 г. и других крупных международных мероприятий.

С 1980-х гг. несение патрульно-постовой службы личным составом СМЧМ и оперативных воинских частей внутренних войск было организовано более чем в 50-ти крупных городах страны.

Согласно решению правительства страны, личный состав внутренних войск в 1979 – 1989 гг. участвовал в решении интернациональных задач на территории Республики Афганистан. В Афганистан было направлено 856 военнослужащих войск в качестве военных советников и инструкторов.

За образцовое выполнение специальных заданий, проявленные при этом мужество и отвагу 522 офицера и прапорщика были награждены орденами и медалями Советского Союза, 352 – наградами правительства Афганистана.

Особая страница в служебно-боевой деятельности внутренних войск связана с аварией 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС [21]. За проявленное мужество и самоотверженность в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Указом Президиума Верховного Совета СССР 276 военнослужащих внутренних войск были награждены орденами и медалями.

Во второй половине 1980-х гг. в стране осложнилась социально-политическая обстановка и стали возникать межнациональные конфликты. Служебно-боевая деятельность внутренних войск по охране общественного порядка протекала в непростых условиях сначала в Закавказье, а затем и в других регионах страны, в том числе в условиях обеспечения правового режима чрезвычайного положения.

За отвагу, самоотверженность и мужество, проявленные в боевых действиях в районах межнациональных конфликтов, более 4 тыс. военнослужащих войск были награждены орденами и медалями.

Начало 1990-х годов ознаменовалось в СССР бурными политическими событиями. В декабре 1991 г. после упразднения СССР и образования Содружества Независимых Государств не стало и единых внутренних войск, которые вошли в состав вновь образованных суверенных государств.

Правовой основой функционирования внутренних войск МВД России после 1991 года стал Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», в котором были определены задачи и состав внутренних войск МВД России.

В целях совершенствования организационной структуры внутренних войск были созданы округа внутренних войск: Московский, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Восточный.

В Главном управлении командующего внутренними войсками МВД России и округах внутренних войск работали военные советы, которые являлись постоянно действующими оперативными органами управления, решавшими весь спектр задач по управлению войсками на своем уровне.

В войсках шел процесс создания высокомобильных формирований оперативного назначения и пересматривался перечень объектов с целью сокращения потребности в войсковой охране [22].

В 1996 г. в основном была завершена передача охраны исправительно-трудовых учреждений от внутренних войск органам уголовно-исполнительной системы МВД России, но служба конвоирования выполнялась личным составом внутренних войск до 1999 г.

Значимое событие в жизни внутренних войск произошло в марте     1996 г., когда был подписан Указ Президента Российской Федерации № 394 об установлении 27 марта – Дня внутренних войск МВД России [23,           с. 207].

С принятием 6 февраля 1997 г. Федерального закона Российской Федерации № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» на войска были возложены новые функции и задачи, среди которых значительное место занимали вопросы защиты конституционного строя Российской Федерации и участия в борьбе с терроризмом.

В июле 1997 г. было создано Главное командование внутренних войск МВД России и учреждена должность главнокомандующего внутренними войсками МВД России.

Исходя из анализа угроз безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу, законодательно возлагаемых на внутренние войска задач, целью строительства внутренних войск являлось создание в системе МВД России высокоэффективных, мобильных, профессионально обученных и оснащенных современным вооружением, военной и специальной техникой войск постоянной готовности, способных эффективно участвовать в обеспечении внутренней безопасности и обороны Российской Федерации.

Войска поэтапно оснащались специальными видами вооружения и военной техники, наращивались служебно-боевые возможности соединений и воинских частей, создавались группировки войск в регионах со сложной обстановкой.

В 2007 г. округа внутренних войск были реорганизованы в региональные командования: Центральное, Северо-Кавказское, Северо-Западное, Приволжское, Уральское, Сибирское и Восточное региональные командования внутренних войск МВД России, которые остались в границах округов внутренних войск.

Немаловажное значение в служебно-боевой деятельности внутренних войск имело принятие 3 августа 2009 г. Устава внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В начале 1990-х гг. криминальная ситуация в Российской Федерации существенно осложнилась. Это существенным образом повлияло на выполнение войсками служебно-боевых задач.

При выполнении задачи по участию в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части внутренних войск неоднократно привлекались, совместно с органами внутренних дел, к комплексным оперативно-профилактическим операциям и ликвидации последствий стихийных бедствий на территории страны.

Применение личного состава войск в 1992–1995 гг. в районе осетино-ингушского конфликта способствовало локализации и пресечению противоправных действий и скорейшей нормализации обстановки в регионе, урегулированию конфликта политическими средствами.

Военнослужащие внутренних войск добросовестно выполнили все поставленные задачи в период проведения в феврале 2014 г. в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр [24, с. 350].

В условиях нестабильной общественно-политической обстановки в стране надежность охраны важных государственных объектов и специальных грузов могли гарантировать только войсковые структуры внутренних войск, имеющие централизованное управление и способные успешно противодействовать подготовленным вооруженным группам.

Под охраной внутренних войск находились атомные электростанции, объекты ядерного, химического, оборонно-промышленного комплексов государства.

Одной из важнейших страниц истории внутренних войск является участие войск в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции. Военнослужащие внутренних войск активно участвовали в пресечении вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики в 1994–1996 гг. и в действиях по разоружению незаконных вооруженных формирований, недопущению расширения террористической деятельности с территории Чеченской Республики.

Личный состав войск достойно выполнил поставленные задачи в Северо-Кавказском регионе, продемонстрировал верность воинскому долгу, смелость, отвагу и мужество в боях с сепаратистами.

В дальнейшем, в результате применения внутренних войск на территории Северного Кавказа при проведении контртеррористических операций в 1999–2009 гг. был ликвидирован очаг сепаратизма, который дестабилизировал общественно-политическую обстановку не только в регионе, но и на территории страны.

Родина высоко оценила подвиги военнослужащих внутренних войск МВД России в ходе проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе – 70 военнослужащих внутренних войск МВД России за совершенные подвиги были удостоены звания Героя Российской Федерации, 47 из них – посмертно.

Основными направлениями развития внутренних войск МВД России в 1991–2016 гг. были: поддержание боевого потенциала войск на уровне, обеспечивающем их способность эффективно противостоять основным военным опасностям и военным угрозам, выполнять задачи по локализации и пресечению возможных внутренних вооруженных конфликтов; оптимизация структуры и состава внутренних войск с учетом развития военно-политической и социально-экономической обстановки, увеличения объема служебно-боевых задач; совершенствование оперативной, боевой и мобилизационной подготовки войск.

5 апреля 2016 г. Указом Президента Российской Федерации               В.В. Путина в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина был создан новый федеральный орган исполнительной власти – Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия).

Основой для формирования войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – войска национальной гвардии, войска) стали внутренние войска МВД России, доказавшие свою эффективность и способность выполнять широкий спектр служебно-боевых задач, направленных на обеспечение государственной и общественной безопасности.

В состав войск национальной гвардии были включены находившиеся в ведении МВД России отряды мобильные особого назначения, специальные отряды быстрого реагирования, а также органы и подразделения, осуществляющие вневедомственную охрану и контроль за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия и частной охранной, частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны [25, с. 395].

3 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». В данном Законе определены задачи войск национальной гвардии, их состав, принципы деятельности и полномочия, раскрыты вопросы, регулирующие руководство и управление ими, комплектование личным составом, изложен порядок предоставления социальных гарантий военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии, а также порядок финансового и материально-технического обеспечения.

В процессе строительства войск осуществлялось и продолжается совершенствование органов управления, достигнуты серьезные результаты в работе по обеспечению государственной и общественной безопасности, противодействию терроризму, экстремизму и организованной преступности, по охране важных государственных объектов и имущества граждан, контролю за частной охранной деятельностью и оборотом оружия.

В войсках созданы оперативно-территориальные объединения (округа) – Центральный Оршанско-Хинганский Краснознаменный, Северо-Западный ордена Красной Звезды, Северо-Кавказский, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Восточный округа войск национальной гвардии Российской Федерации.

Военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии активно участвуют в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении важнейших российских и международных мероприятий.

Надежным гарантом стабильности в Северо-Кавказском регионе остается Объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций, руководство которой с 2017 г. осуществляется Росгвардией [26, с. 421].

Соединения и воинские части войск национальной гвардии, входящие в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций, являются эффективным инструментом государства по противодействию терроризму и экстремизму на территории страны.

В 2020 г. войска национальной гвардии выполняли задачи в условиях опасности распространения новой коронавирусной инфекции. Особенностью служебно-боевой деятельности войск в этот период стало то, что необходимо было обеспечить высокое качество и эффективность при выполнении служебно-боевых задач, одновременно не допустив распространения инфекции среди личного состава.

При выполнении задач войсками был использован опыт, приобретенный в прошлые годы при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны.

Основными направлениями дальнейшего развития войск национальной гвардии Российской Федерации являются:

создание в федеральных округах Российской Федерации группировок войск национальной гвардии, способных при резком обострении обстановки в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи, как в мирное, так и в военное время;

обеспечение государственной и общественной безопасности, прежде всего в городах с миллионным населением и в столицах субъектов Российской Федерации, а также в Северо-Кавказском федеральном округе, Республике Крым и Калининградской области;

совершенствование системы управления войсками;

развитие системы снабжения войск национальной гвардии.

Таким образом, войска национальной гвардии Российской Федерации являются важнейшим элементом системы обеспечения национальной безопасности государства.

Библиографический список

1. Первое полное собрание законодательства Российской империи (далее – I ПСЗ). Т. XXXI. № 24568.

2. Сборник Императорского русского исторического общества.          Т. 139. СПб., 1912.

3. I ПСЗ. Т. ХXXII. № 26216.

4. РГВИА. Ф. 400. Оп. 2. Д. 2670. Л. 175–176.

5. Штутман С.М. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811–1917 гг.). М., 2000.

6. РГАСПИ. Ф. 19. Оп. 1. Д. 120. Л. 4–6.

7. РГАСПИ. Ф. 19. Оп. 3. Д. 42. Л. 1–5.

8. Декреты Советской власти. Т. 10. М., 1980.

9. Некрасов В.Ф. Внутренние войска Советского государства. 1917 – 1977 гг. М., 1980.

10. ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 187. Л. 470–471.

11. Некрасов В.Ф. На страже интересов Советского государства: история строительства войск ВЧК – ОГПУ – НКВД – МВД. М., 1983.

12. Войска называются внутренними. М., 1982.

13. Внутренние войска в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). Документы и материалы. М., 1975.

14. Войска называются внутренними. М., 1982.

15. Внутренние войска в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). Документы и материалы. М., 1975.

16. РГВА. Ф. 17553. Оп. 1. Д. 12. Л. 25.

17. ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1а. Д. 68. Л. 163.

18. ЦА ВНГ РФ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 3. Л. 1–15.

19. Внутренние войска. Исторический очерк. М., 2007.

20. Некрасов В.Ф. НКВД – МВД и атом. М., 2007.

21. ЦА ВНГ РФ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 1644. Л. 2–4.

22. ЦА ВНГ РФ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2071. Л. 65.

23. Внутренние войска. Исторический очерк. М., 2007.

24. Войска национальной гвардии Российской Федерации. Исторический очерк. М., 2018.

25. Войска национальной гвардии Российской Федерации. Исторический очерк. М., 2018.

26.Войска национальной гвардии Российской Федерации. Исторический очерк. М., 2018.