Состав войск национальной гвардии Российской Федерации
Основные итоги деятельности войск национальной гвардии в 2016-2020 годах
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
В течение 2016–2019 годов обеспечено завершение основных мероприятий по реформированию Росгвардии.
В 2017 году решением Совета Безопасности Российской Федерации утвержден замысел строительства и раз-вития войск национальной гвардии.
В 2018 году Верховным главнокомандующим ут-верждена Концепция строительства и развития войск на-циональной гвардии на период до 2030 года, а в 2020 го-ду подписан План строительства и развития войск национальной гвардии Российской Федерации на 2021–2025 годы.
В течение 2018–2020 годов обеспечена переработка документов стратегического и среднесрочного планирования. Введены в действие новые документы служебно-боевого планирования, боевой готовности и подготовки объектов оборонной инфраструктуры Росгвардии
и войск, а также документы гражданской обороны Росгвардии, округов войск национальной гвардии и территориальных органов Росгвардии на указанный период.
В период с 2018 по 2020 год организована разработка проекта государственной программы «Обеспечение защиты личности, общества и государства», ответственным исполнителем которой является Росгвардия, что обеспечивает полноценный переход войск на программно-целевой принцип бюджетного планирования и их финансирование с 2021 года по программной части бюджета.
Кроме того, Росгвардией приняты меры к включению ведомства в национальные проекты, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Реформирование войск национальной гвардии сопровождалось проведением масштабных мероприятий по оптимизации их состава и совершенствованию организационного построения, затронувших 326 войсковых структур (организаций).
В результате принятых мер сформирована трехуровневая система органов управления войсками в лице центрального аппарата, оперативно-территориальных объединений и тактических звеньев, представленных соединениями, воинскими частями, 2 межрегиональными и 83 территориальными органами в субъектах Российской Федерации.
В 2017 году образованы Южный и Северо-Кавказский округа войск национальной гвардии, что обеспечило приведение состава оперативно-террито-риальных объединений в соответствие с административно-территориальным делением государства. Созданы ведомственные органы управления материально-техни-ческого обеспечения представительства заказчика, а так-же централизованная система финансового обеспечения.
В последующем (2018–2020 гг.) в целях укрепления потенциала органов управления тактического уровня по-этапно обеспечено повышение правового статуса 25 тер-риториальных органов Росгвардии, а также увеличение числа подразделений, возглавляемых руководителями, назначаемыми на должности высшего начальствующего состава.
В процессе реорганизации численность войск уве-личена на 10 тысяч единиц, что позволило укрепить состав СОБРов, ОМОНов, подразделений вневе-домственной охраны и лицензионно-разрешительной ра-боты. В рамках совершенствования боевого состава сил спецназначения созданы два войсковых центра специального назначения, а также впервые образованы ОМОНы
в городах Керчи, Уссурийске, Благовещенске и Комсо-мольске-на-Амуре.
Для обеспечения безопасности Керченского транспортного перехода в 2018–2019 годах реализован комплекс мер по формированию, оснащению и размещению 115 отдельной бригады особого назначения.
В 2019 году законодательно закреплен упрощенный порядок приема на военную службу в войска лиц, имеющих специальные звания полиции, что позволило реализовать в 2020 году мероприятия по оптимизации состава авиационных подразделений с переводом на военную службу сотрудников авиационных отрядов специального назначения. Параллельно с 2019 года организовано проведение эксперимента, направленного на наращивание усилий войск в решении задач по контролю за оборотом оружия посредством расширения состава должност-ных лиц войск, уполномоченных осуществлять проверки сохранности оружия у физических и юридических лиц.
Подверглась пересмотру система подготовки личного в учебных воинских частях: на их базе созданы центры подготовки со штатными преподавателями и инструкторами, организован циклический учебный процесс. Образован центр повышения квалификации личного состава из числа сотрудников полиции (на базе Центра профес-сиональной подготовки сотрудников вневедомственной охраны имени Героя Советского Союза С.Х. Зайцева).
В ВООВО войск национальной гвардии увеличилось количество кафедр, организовано преподавание ряда но-вых учебных дисциплин.
В Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева
(г. Санкт-Петербург) сформирован факультет войск национальной гвардии.
В 2019 году в составе войск национальной гвардии сформировано второе образовательное учреждение кадетского типа – Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Федора Кузьмина.
Одновременно реализованы мероприятия по оптимизации структуры центрального аппарата Росгвардии.
Скорректирована структура центрального аппарата Росгвардии посредством перераспределения полномочий Главного управления кадров и Главного управления подготовки войск, реорганизации Главного управления охраны общественного порядка в Управление охраны общественного порядка, формирования самостоятельных подразделений – Главного управления подразделений полиции специального назначения, Центра военно-автомобильной инспекции, ветеринарно-санитарной службы.
Завершена оптимизация численности и системы подчиненности органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях, с образованием
в центральном аппарате Отдела ведомственной пожарной охраны, а также разграничением полномочий
и ответственности между квартирно-эксплуатационными подразделениями и органами управления ведомственной пожарной охраны по всей вертикали управления.
Определен и реализуется комплекс мер по формированию военно-политических (политических) органов. Выработаны подходы к совершенствованию надзорной, научной и научно-технической деятельности, решению задач по организации ведомственного статистического наблюдения (учета) и организации исполнения административного законодательства, а также подразделений информационного обеспечения.
Процесс становления и развития войск сопровождался активной нормотворческой работой. С момента создания Росгвардии обеспечено издание (принятие)
23 федеральных законов, 41 Указа Президента Российской Федерации, 145 постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации и свыше 3 тыс. ведомственных приказов.
В рамках совершенствования правовых основ функционирования войск законодательно закреплены новые полномочия по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, доставлению плавучих средств (судов) и орудий совершения правонарушений в акваториях охраняемых объектов, а также пресечению нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над охраняемыми объектами. Уточнена правовая база в сферах выполнения служебно-боевых задач, обеспечения собственной безопасности и реализации социальных гарантий личного состава войск.
Обеспечено правовое сопровождение мероприятий по укреплению потенциала подведомственного федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Росгвардии, способствующее последовательной реализации в 2018–2020 годах мер по присоединению
к нему путем реорганизации подразделений ведомст-венной охраны Минпромторга, Минкомсвязи, Минэнерго и Минсельхоза России.
Качественное развитие получило направление международного сотрудничества. Наиболее активные контакты установлены и поддерживались с государствами-членами и государствами-наблюдателями, входящими в ОДКБ, ШОС и БРИКС. Высокий уровень дипломатических контактов установлен с коллегами из Белоруссии, Казахстана, Китая, Сербии, Турции, Узбекистана и ЮАР. Поэтапно наращивается взаимодействие с Вьетнамом, Азербайджаном, Арменией, Киргизией, Таджикистаном, а также рядом государств дальнего зарубежья.
В целях повышения качества управленческих решений и выработки комплексных мер в установленной сфере деятельности в войсках национальной гвардии организована работа коллегиальных и совещательных органов.
В 2016 году образована коллегия Росгвардии, под эгидой которой проведено 8 заседаний, в том числе 5 рас-ширенных.
При Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации сформированы и функционируют координационные советы по вопросам
частной охранной деятельности, совершенствования механизма учета оружия и контроля за его оборотом на территории Российской Федерации, Координационный совет по военно-патриотическому воспитанию, Совет по культуре, Научный и Научно-технический советы Росгвардии.
В 2020 году проведены мероприятия по созданию Общественного совета при Росгвардии.
Реализованный комплекс организационно-прак-тических мероприятий по становлению и развитию войск национальной гвардии обеспечил качественное выполнение возложенных на них задач, позволивший за период
с 2016 года:
- сохранить надежность охраны важных государственных объектов и специальных грузов. С 2018 года более чем в 5 раз сократилось общее количество нарушений пропускного режима на объектах указанной категории, в 1,2 раза снизилось число несанкционированных действий в отношении охраняемых ВГО со стороны акваторий. Показатели уровня оборудования охраняемых объектов комплексами инженерно-технических средств охраны увеличились с 2016 года более чем
на 10 % (с 71,3 % до 82,7 %);
- осуществить прием под охрану войск национальной гвардии 3 важных государственных объектов, объектов Крымского транспортного перехода, объектов ФМБА России, ФСТЭК, Росстата, полномочных представителей Президента Российской Федерации в Южном, Уральс-ком, Сибирском, Дальневосточном, Северо-Западном федеральных округах, органов власти Республики Крым и города Севастополя, плавучей атомной тепло-электро-станции в акватории морского порта г. Певека, наращивание потенциала охраны девяти морских арктических портов, отдельных объектов инфраструктуры космодромов Байконур и Восточный, а также Международного детского центра «Артек», национального заповедника «Херсонес Таврический», архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад), ансамбля Новодевичьего монастыря (г. Москва) и ряда других;
- укрепить уровень антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, показатели безопасности которых с 2018 года повысились с 14 % до 37 %;
- усилить профилактическое воздействие в сфере частной охранной деятельности и оборота оружия, позволившее добиться снижения количества похищенного у граждан оружия (-15,7 %), а также повысить показатели выявления утраченного гражданского оружия (2020 год – +34,7 %). Организовано создание в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» федеральной платформы по контролю за оборотом огнестрельного оружия и управления охранными услугами;
- закрепить позитивную динамику деятельности Объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, полномочия по руководству которой возложены на Росгвардию в 2017 году. В результате проводимых мероприятий (действий) уровень террористических угроз на территории Северо-Кавказского федерального округа за период с 2016 по 2020 год уменьшен в 4 раза.
В ходе выполнения служебно-боевых задач в рамках межведомственного взаимодействия войска приняли участие в обеспечении охраны общественного порядка
и безопасности при проведении свыше 1,3 млн массовых мероприятий, проведении 380 совместных с пограничными органам ФСБ России специальных пограничных операциях и профилактических мероприятиях, пресечении с ФСИН России 5 массовых беспорядков в исправительных учреждениях, ликвидации с подразделениями МЧС России последствий 75 чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны.
В целом комплекс реализованных мероприятий обеспечил устойчивое выполнение поставленных перед войсками национальной гвардии задач, срывов их выполнения не допущено.