Необходимость создания вооруженных формирований армейского типа, обеспечивающих внутреннюю безопасность России – великой страны, объединяющей сотни народов, размещенной на огромной территории, исторически закономерна.
Организационно сложившись в канун наполеоновского нашествия, внутренняя стража обеспечила непрерывное пополнение действующей армии, охрану порядка в населенных пунктах, упорядочила конвоирование потока ссыльных и каторжан.
Основанием для ее создания послужили императорские указы Александра I, изданные в первой половине 1811 года. Один из них – Указ от 27 марта 1811 года ‒ явился основой установления Дня войск национальной гвардии Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 10).
Функции нового формирования, состоявшего в ведении Военного министерства, были изложены в Положении для внутренней стражи, утвержденном Указом от 3 июля 1811 года, и охватывали различные направления деятельности. Речь идет как об общевоинских обязанностях (порядке «служения и повиновения»), так и специальных обязанностях (в отношении к губернскому начальству).
Отдельный корпус внутренней стражи просуществовал до тех пор, пока в 1864 году его функции не были переданы местным войскам. В их состав вошли губернские батальоны и уездные команды упраздненного корпуса, «содержимые для исполнения гарнизонной службы в городах и охранения внутреннего спокойствия и порядка при пособии полевых войск, где последние будут находиться».
Местными войсками стал руководить начальник местных войск военного округа с правами командира дивизии, а в каждой губернии назначался губернский воинский начальник с правами командира полка. На начальников местных войск (округа, губернии, уезда) были возложены функции управления всеми армейскими воинскими частями, находящимися на подконтрольной территории.
В 1886 году создаются конвойные команды, которые образовали конвойную стражу империи. Она имела двойное подчинение: Главному штабу Военного Министерства и Главному тюремному управлению, которое входило в состав Министерства внутренних дел, а с 1895 года – Министерства юстиции Российской империи. Руководил конвойной стражей главный инспектор по пересылке арестантов и он же – заведующий этапно-пересыльной частью Главного штаба.
В год столетия войск правопорядка 20 марта 1911 года последовало «...Высочайшее соизволение императора Николая II на объявление 27 марта 1911 г., в день 100-летия со дня основания местных войск и конвойной стражи, Высочайшего благоволения офицерским и классным чинам и Царского спасибо нижним чинам войск и стражи». Был учрежден юбилейный нагрудный знак в ознаменование 100-летия местных войск и конвойной стражи.
Местные войска и конвойная стража были включены в военно-окружную систему Российской империи и стояли на страже правопорядка и внутренней безопасности государства.
В годы Первой мировой войны войска обеспечивали проведение мобилизационных мероприятий, наводили порядок в тыловых районах, отправляли пополнение в армию, помогали осуществлять населению военно-конскую повинность, содержали материальные запасы для вновь формируемых частей. В тылу фронта войска несли гарнизонную и караульную службы, осуществляли помощь в снабжении армии и участвовали в случае необходимости в эвакуационных мероприятиях.
Таким образом, внутренняя стража, а затем местные войска и конвойная стража являлись частью охранительной системы государства. Наряду с полицией и жандармерией они были призваны обеспечить внутреннюю безопасность империи.