В 2020 году в России отмечается юбилей отечественной танковой промышленности. На страницах нашего издания мы познакомим читателей с интересными фактами из истории развития и службы боевых машин нашей страны.

Подарок к празднику
Весной 1919 года части 2-й Украинской Советской армии в кровопролитных боях с белогвардейцами под Одессой захватили два исправных и два повреждённых французских лёгких танка Renault FT. Обращение с «ультрасовременным» оружием требовало соответствующей подготовки, которой, увы, у красноармейцев не имелось.
После нескольких безуспешных попыток применить трофеи в бою был организован митинг, на котором командование решило отправить «одного из пленённых интервентов» в подарок вождю мирового пролетариата товарищу Ленину. Тем более, что повод для этого был подходящий: приближалось 1 Мая, День солидарности трудящихся всех стран. К подарку они приложили письмо, в котором говорилось, что «даже босые и раздетые, вооружённые лишь винтовками и гранатами бойцы, видящие перед собой зарю мировой революции, способны сладить с любым врагом».
Устроители Первомая в Москве долго думали, как лучше обставить это событие, пока не пришло в голову, казалось бы, элементарное решение – пусть трофейный танк пройдёт по Красной площади своим ходом. Но кто его поведёт?
Поскольку своих танкистов у молодого государства рабочих и крестьян ещё не имелось, за рычаги решили усадить авиатора Бориса Россинского. Вместе с двумя помощниками он всю ночь разбирался с устройством незнакомой боевой машины, а на следующий день с честью выполнил поставленную задачу.
Владимир Ильич с большим интересом отнёсся к заграничной новинке, задав водителю и военным специалистам массу вопросов о конструкции танка и боевой эффективности нового вида оружия. Спустя месяц глава Советского государства предложил организовать собственное производство аналогичных машин.
Несмотря на бедственное положение экономики и разруху, возможности для этого имелись. Поскольку «француз» был спроектирован с использованием автомобильных агрегатов, а его корпус и башня не отличались особой сложностью конструкции, танк можно было скопировать и наладить его выпуск на нижегородском Сормовском заводе, рабочие и инженеры которого имели опыт постройки бронепоездов и плавучих батарей.
.png)
Трудности перевода
29 сентября 1919 года танк, разобранный в Москве, прибыл в трёх вагонах на нижегородское предприятие. Там его приняли оптом, не проверив комплектность. И, как оказалось, зря: всю последующую неделю комиссия, составленная из инженеров и конструкторов завода, пыталась определить наличие составных частей и узлов боевой машины.
Итог работы был крайне неутешительным – многих деталей не хватало. И если с отсутствием трубок, болтов, нескольких опорных катков и ряда мелких деталей ещё можно было смириться, то пропавшая коробка передач и разукомплектованный двигатель создавали непреодолимые трудности. На отправленное в Москву недоумённое письмо, суть которого можно свести к одному вопросу «Где детали?», пришёл лаконичный ответ: «Украли по дороге». Надо было что-то делать.
Но если задачу по изготовлению брони для сборки корпуса можно было решить на месте, то моторно-трансмиссионную группу, некомплект деталей в которой был наиболее болезненным, в городе у слияния Оки и Волги в то время восстановить было невозможно.
Для решения этой проблемы на московский завод АМО, где тогда собирали итальянские грузовики FIAT, откомандировали одного из конструкторов Сормовского завода. Но и он, возможно, не смог бы справиться со сложной задачей, если бы не помощь двух французских коллег – инженеров Дема и Розье, которые ранее работали на автомобильном заводе «Рено» и сочувствовали социалистическим идеям.
Посовещавшись, интернациональный коллектив решил, что двигатели «фиата» вполне могли стать заменой родному силовому агрегату танка. Для этого, правда, пришлось, расширить кормовую часть машины. Это и стало основным отличием «Рено русского» от его французского прародителя.
С миру по нитке – танк для страны
Сборка танков была развёрнута в пушечном цеху завода «Красное Сормово», но она оказалась очень трудоёмкой. Основная нагрузка ложилась на клепальщиков и раскройщиков брони. А с ней у сормовичей возникли серьёзные проблемы: с петроградского Ижорского завода броня поступила в виде проката, а не нарезанных листов, причём оказалась покоробленной, а при правке просто раскалывалась.
Большие трудности возникли и с коробкой передач – квалификация нижегородских рабочих была недостаточно высокой для её сборки и наладки, оборудование далеко не самым современным. Собранные из местных деталей КПП часто «давали клина», ломая зубья шестерней. Чтобы выйти из положения, было принято решение подгонять детали вручную. Этот трудоёмкий процесс, тем не менее, дал неплохой результат: новые отечественные коробки передач оказались менее шумными, нежели аналогичные французские.
31 августа 1920 года первый советский танк был полностью готов и своим ходом вышел за заводские ворота. На следующий день состоялись его ходовые испытания. «Рено русский» уверенно преодолел маршрут, без поломок пройдя по сельскому большаку и легко взобравшись на крутой песчаный холм. В качестве дополнительного испытания было решено проверить, сможет ли новая машина снести здание. Сломав стену полуразрушенного дома, танк продолжил движение, успешно возвратившись на предприятие.
На следующий день в Москву была отправлена телеграмма, рапортующая об успехе. Испытания длились до 12 октября, после чего первенец отечественного танкостроения, получивший собственное имя «Борец за свободу тов. Ленин», отправился в столицу.
Из-за ручной сборки и обходных технологий стоимость 15 машин в ценах тех лет составила фантастическую сумму – 93,15 млн рублей. И это без стоимости их вооружения!
Изначально планировалось изготовить 5 пушечных и 10 пулемётных танков. Но поступившие в конце 1920 года сообщения из Франции о снятии с производства пулемётных «Рено» определили единственный вариант оснастки танка – смешанный пулемётно-пушечный. В этом вопросе отечественные конструкторы стали первыми, кто совместил в одной танковой башне пушку и пулемёт, однако использовать их одновременно было невозможно из-за тесноты.
Опоздавший на Гражданскую войну
Запуск серийного производства первых танков Красной армии по времени совпал с завершением боевых действий. В ноябре 1920 года пал Крым, сопротивление белогвардейцев практически прекратилось.
Изготовленные в Нижнем Новгороде танки направили в Москву, где из них сформировали учебный танковый дивизион. Его первой служебно-боевой задачей стала вполне мирная работа: весной 1922 года 6-й танковый отряд отправился в Поволжье... пахать землю! Да-да, в начале первые танки в нашей стране использовались в качестве тракторов.
Ещё одной их типичной работой стало участие в парадах. Последний раз «Русские Рено» прошли по Красной площади в 1929 году, затем эти сильно изношенные машины распределили в танковые училища в качестве наглядных пособий.
Справка
Относительно появления столь сложного названия первого танка – «Борец за свободу тов. Ленин» – существует следующая легенда. Рабочие завода «Красное Сормово», размышляя над тем, как назвать созданную ими машину, предлагали разные варианты. Кто-то говорил, что танк стоит назвать «Борец», другие – «За свободу!». Спустя несколько часов оживлённых споров и дискуссий, собравшиеся сошлись во мнении, что танк надо бы назвать в честь вождя мирового пролетариата «Товарищ Ленин». И наконец, кто-то предложил соединить три варианта в один. Предложение поддержали единогласно.