AAAAA A A А x

Шофёр Его Величества

В конце 1970-х перед съёмками кинофильма «Инженер Графтио» на «Мосфильме» устроили просмотр архивной кинохроники, чтобы съёмочная группа прониклась атмосферой дореволюционного Петербурга. На экране замелькали улицы с извозчиками и трамваями. Паровоз на Николаевском вокзале. Но вот по скованной льдом Неве мчит какой-то необычный автомобиль. Машина совсем близко, резко тормозит вблизи группы зрителей. И видно, что у неё сзади – гусеницы, а между передними колёсами – лыжи.

Протеже князя Орлова

Попытки приспособить «бесконечную ленту» для автомобилей в целях повышения их проходимости предпринимались в Европе и Северной Америке ещё в начале XX века. Чего только не выдумывали изобретатели – самые простые и абсурдно-сложные конструкции. Но все инженеры сталкивались с главной проблемой – не могли создать универсальный автомобиль, способный одинаково хорошо двигаться по шоссе и бездорожью.

В 1908 году на заводе немецкой фирмы «Даймлер» был изготовлен полноприводный грузовик. Опытную машину отправили в Африку, где она, весившая без груза почти 6 тонн, постоянно зарывалась в песок. Конструкторы нашли решение проблемы: машину оснастили двумя дополнительными осями, установив на них облегчённые колёса, на которые натягивалась стальная гусеница. Однако в серию грузовик так и не пошёл – покупателей на дорогой внедорожник не нашлось.

В 1905 году князь Владимир Орлов приобрёл для российского императора пять автомобилей «Мерседес». Их техническое обслуживание и ремонт производили на фирме «Лесснер», где начинал свою карьеру друг князя – Адольф Кегресс.

Будущий конструктор родился 20 июня 1879 года во французском городе Эрикур. В 1904 году молодой выпускник Высшей технической школы города Монбельяра приехал в Санкт-Петербург. Там он устроился работать на машиностроительный завод Густава Лесснера.

В 1906 году по протекции князя Орлова французский инженер поступил на службу в Царское Село, где началось строительство большого гаража Его Императорского Величества. Начав придворную карьеру в качестве шофёра, Адольф Кегресс вскоре стал заведующим технической частью и кадрами быстро растущего царского автопарка. Работы хватало, но с ноября по апрель Адольф Адольфович сидел без дела – грязь и заснеженные дороги России автомобилям были не по зубам. Озаботившись этой проблемой, Кегресс решил воспользоваться немецкими наработками. О конструкции «Колониального Даймлера» инженер много слышал, ведь его бывший работодатель был официальным представителем этой компании в России. Кроме продаж немецких автомобилей и машин собственной сборки, фирма знакомила русских автомобилистов с техническими новинками европейского партнёра.

«Русский Colonial»

Взяв за основу проект «Даймлера», зимой 1909 года Адольф Кегресс принялся мастерить первый внедорожник. К тому времени в Царском Селе уже был возведён комплекс из трёх зданий – «Белый гараж», здание ремонтных мастерских с квартирами персонала и двухэтажный особняк, в который и заселился инженер. Вскоре он приступил к переделке старого «мерседеса».

Но пробный выезд опытного образца окончился фиаско. Через несколько десятков метров движения плетёные гусеницы просто порвались в клочья. Неудача не расстроила энергичного француза. В январе 1911 года улучшенная модель вышла на дорогу. Войлочные ленты впитывали влагу, соскакивали на поворотах и быстро приходили в негодность. Однако пробег нового «Кегресса» измерялся уже вёрстами, и проходимость по снегу оказалась достаточно хорошей.

Вскоре Императорское Российское автомобильное общество организовало испытания «автосаней» на льду Малой Невки. В заездах участвовали три машины: пропеллерные аэросани французского конструктора графа де Лессепа, аэросани знаменитого авиатора Игоря Сикорского, изготовленные на Русско-Балтийском заводе, и «Мерседес-Кегресс», управляемый его конструктором. Прибывший из Царского Села в Петербург своим ходом, полугусеничный автомобиль показал лучший результат на дистанции один километр со стартом с хода и занял второе место на дистанции 3 километра. После гонок прошла демонстрация «удивительных экспериментов господина Кегресса на замёрзшей Неве около Зимнего дворца».

Когда грянул гром войны

В сентябре 1914 года была сформирована и отправлена на Северный фронт автомобильно-санитарная колонна Императорского Российского автомобильного общества, состоявшая из полугусеничных машин системы Кегресса. Руководство подразделения отмечало их отличную проходимость: «У нас как будто бы выросли крылья – на крик о помощи мы можем броситься теперь туда, куда пролетит только птица». Кроме того, автосани имели очень мягкий и плавный ход, что во время перевозки облегчало страдания раненых.

Осенью 1915 года Адольф Адольфович, получивший звание прапорщика, представил на рассмотрение Главного военно-технического управления подробное описание своего автомобиля, на что незамедлительно последовала резолюция: «Крайне желательно испытать возможность применения приспособления Кегресса для броневых автомобилей, что может иметь большое значение».

22 февраля 1915 года в окрестностях Царского Села новый «Руссо-Балт-Кегресс» в присутствии императора Николая II прошёл испытания с прицепными санями, на которых разместили 12 человек. Вывод комиссии гласил: «В теперешнем своём виде снеговой автомобиль господина Кегресса представляет в высокой степени полезное изобретение, всю широкую будущность которого в настоящее время даже трудно предвидеть».

Летом 1916 года на полугусеничный ход в опытном порядке был перестроен один английский бронеавтомобиль «Остин». Машину оснастили усиленным вариантом гусеничного движителя. 2 августа 1916 года прошли испытания в окрестностях Петрограда, оказавшиеся успешными. После этого «Остин» отправили в Могилёв для демонстрации Ставке верховного главнокомандующего. Два месяца броневик испытывали в движении по мягкому и влажному грунту, канавам и по болотистой местности.

По бездорожью было пройдено 286 вёрст, после чего машину испытали длительным пробегом. Расстояние от Могилёва до Царского Села в 725 вёрст полугусеничный бронеавтомобиль преодолел без существенных поломок за 34 часа 15 минут. По результатам пробега был утверждён план установки «приборов Кегресса» на 145 легковых и грузовых автомобилях и 39 броневиках.

Производство было поручено Путиловскому заводу. В 1917 году планировалось провести перестановку на полугусеничный ход всех имевшихся в войсках бронеавтомобилей «Остин», разработать полугусеничный движитель к бронеавтомобилям «Фиат» Ижорского завода, «ФВД» Путиловского завода и «Паккард» Обуховского завода.

Наследие Кегресса

Грянувшая революция помешала воплотить далеко идущие планы. Только в 1919 году уже в Советской России эти работы были возобновлены. На Ижорском заводе построили двенадцать полугусеничных броневиков, получивших в документах название «Остин-Кегресс». Для их переделки использовались доставшиеся в наследство от царской власти английские бронемашины. При полной массе почти 6 тонн бронеавтомобиль развивал скорость до 25 километров в час, мог преодолевать подъём до 30 градусов и рвы шириной 1,6 метра.

«Кегрессы» активно участвовали в Гражданской и советско-польской войнах в составе Красной Армии. Позже для советского правительства переоборудовали на полугусеничный ход несколько легковых автомобилей, но оставшиеся на Путиловском заводе детали, заготовки «ходов Кегресса» и десятки готовых гусениц не нашли применения. Они долго лежали на складе, приходя постепенно в негодность, и в 1929 году были списаны.

В 1917 году вышедший в отставку прапорщик русской армии Адольф Кегресс сдал дела Временному правительству, выкупил из бывшего царского гаража автомобиль «Делоне-Бельвиль» и отправился на нём с семьёй в Финляндию, а оттуда – в Швецию. Продав там машину, он вернулся на родину и устроился на работу в фирму «Ситроен».

Там изобретатель совместно с инженером Жаком Энстеном продолжил работу над усовершенствованием конструкции, и в 1921 году увидела свет первая «Автогусеница Ситроен-Энстен-Кегресс». Годом позже её испытали пробегом через всю пустыню Сахара. Триумф нового внедорожника был ошеломляющим, интерес к нему проявили военные во многих странах.

Позже последовали грандиозные трансконтинентальные автопробеги по Африке и Азии, было освоено серийное производство автогусениц разных моделей и модификаций, начались экспортные поставки. Зимой 1922/23 года первые полугусеничные «ситроены» поступили и на вооружение Красной Армии. До 1937 года французская фирма выпустила 5795 различных машин с подвеской Кегресса.

В 30-х годах ХХ века фамилия изобретателя стала нарицательной – во многих странах мира полугусеничные автомобили стали называть «кегрессами». Но мы должны знать и помнить, что именно в России при содействии русской промышленности и личной поддержке императора Николая II впервые ярко проявился талант французского изобретателя.

Первенец Сормовского завода
На страницах нашего издания мы познакомим читателей с интересными фактами из истории развития и службы боевых машин нашей страны.
Русско-французское ноу-хау
«Блиндированный автомобиль Накашидзе-Шаррон» стал образцом для будущих бронемашин, в первую очередь французских, русских и немецких.
Стальной «Нетопырь»
Чудо-оружие, способное выиграть войну
«Бронеходъ» с морскими корнями
Прообразы современных танков проектировались и строились в России раньше других стран, но ни один из опытных образцов, увы, не пошёл в серию.
Легенда о «Вездеходе»
Проект Александра Пороховщикова «Вездеходъ», по мнению советских учёных, был первым в мире танком.
Легендарная «Тридцатьчетвёрка»
Он стал одним из символов Победы и олицетворением боевой мощи Красной Армии, хотя и не был самым бронированным, самым вооружённым или же самым быстрым.
Железный малыш Красной Армии
В 1920 году состоялись первые испытания танка «Рено-русский» с именем собственным «Борец за свободу товарищ Ленин».
Пятиглавый дракон РККА
Его гордо демонстрировали на парадах как символ могущества Красной Армии. Он должен был прорывать любую оборону, поливая врагов огнём нескольких орудий и пулемётов.
Стальной богатырь с именем наркома
К середине 1930-х годов Советский Союз создал, казалось бы, идеальные танковые войска.
Закалены прочнее танковой брони
В феврале 1918 года в Петрограде был сформирован боевой отряд, использовавшийся для выполнения правоохранительных задач.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации