Прообразы современных танков проектировались и строились в России раньше других стран, но ни один из опытных образцов, увы, не пошёл в серию. Среди этих проектов можно особо выделить тот, что предложил сын великого русского химика Дмитрия Менделеева. И по сей день он удивляет специалистов своей проработанностью и новаторскими для своего времени идеями.
В свободное от работы время
Опровергая известную поговорку про природу, отдыхающую на детях гениев, Василий Дмитриевич Менделеев был достойным сыном своего отца.
Обладая пытливым умом, будущий конструктор в 1906 году окончил кораблестроительное отделение Кронштадтского морского инженерного училища и начал свои первые шаги на изобретательском поприще. С 1908 по 1916 год он работал на Балтийском и Невском судостроительных заводах, занимаясь проектировкой двигателей. Это не помешало талантливому молодому человеку участвовать в конкурсах по разработке подводных лодок, минных заградителей и пароходов различного назначения. Сконструированная Менделеевым морская мина была принята на вооружение и сыграла важную роль в защите Петрограда от нападений кайзеровского флота во время Первой мировой войны.

Понимая возросшую роль пулемётов в войнах, Василий Дмитриевич размышлял над созданием сухопутной боевой машины, неуязвимой для их огня. Обладая достаточной ударной мощью, она должна была преодолевать любое препятствие, стоящее у неё на пути. Такой проект Менделеев готовил с 1911 года, создавая его единолично в свободное от работы время.
24 августа 1916 года инженер представил чертежи своего детища под названием «Бронеходъ» в канцелярию Военного министерства. В отличие от многих проектов, предлагаемых изобретателями всех мастей, разработка сына великого химика отличалась высочайшим уровнем продуманности. Менделеев довёл свой проект до уровня рабочих чертежей опытного образца и приложил к ним объёмную пояснительную записку, разделённую на главы: «Внутреннее размещение личного состава», «Вооружение», «Таблица весов», «Проход по железнодорожному пути» и другие.
Первый сверхтяжёлый
Это была очень яркая и смелая работа, больше напоминающая сухопутный броненосец. Боевая машина Василия Менделеева была не танком, а настоящей крепостью на гусеничном ходу в форме прямоугольной коробки. Каркас корпуса собирался по-корабельному – из стрингеров и шпангоутов, на него крепились листы брони.

Своё изобретение конструктор предлагал вооружить мощной 120-мм морской пушкой Канэ и пулемётом Максима, помещённым во вращающуюся башенку, которая могла подниматься и опускаться внутрь танка. Российский изобретатель предвосхитил важнейшие технические решения, которые стали эталоном для бронетехники лишь спустя десятилетия после его смерти.
Так, бензиновые баки Менделеев разместил в изолированных отсеках в корме, коробка передач танка напоминала автомобильную, а постов управления машиной предлагалось четыре. Любой из восьми членов экипажа мог бы взять на себя управление бронеходом в случае гибели или ранения водителя. А броню боевой машины толщиной от 100 до 150 миллиметров в то время могли пробить только крупнокалиберные орудия.
Но главным новшеством было использование регулируемой пневматической подвески. Благодаря этому изобретению танк Менделеева мог целиком опускаться на грунт и регулировать натяжение гусениц. По мнению Василия Дмитриевича, изменение дорожного просвета могло уберечь уязвимую ходовую часть машины в бою… За рубежом эту идею повторили лишь в 1942 году на немецкой тяжёлой самоходной мортире «Карл»!
Менделеев стремился использовать сжатый воздух везде, где только возможно: для запуска двигателя и облегчения управления танком, для главного фрикциона коробки передач (предполагалось использовать пневматические сервоприводы), а также для работы механизма подачи снарядов к орудию. Вся эта система питалась через специальный компрессор от бензинового двигателя мощностью 250 лошадиных сил, который разработал сам Василий Дмитриевич.
При такой толстой броне и колоссальной огневой мощи танк Менделеева имел и недостаток – запредельный вес. Он должен был доходить до 170 тонн. Задумываясь о транспортировке своего творения, инженер разработал систему специальных железнодорожных колёс, что позволило бы бронеходу передвигаться как при помощи тяглового паровоза, так и своим ходом.
Несмотря на детальность проработки чертежей, проект Василия Менделеева не нашёл отклика у военных и был отложен в долгий ящик.
Осенью 1916 года, основываясь на опыте применения англичанами первых танков, учёный модернизировал свой бронеход и собирался направить его чиновникам на рассмотрение. Но начавшаяся в стране политическая буря перечеркнула планы изобретателя. Через шесть лет Василий Дмитриевич скончался от брюшного тифа, так и не воплотив своё детище в металле.
Оставшийся в забвении
Проект танка, разработанный Василием Дмитриевичем Менделеевым, стал революционным для своего времени. Многие идеи и конструкторские решения, заложенные в нём, были реализованы лишь десятилетия спустя. В российском Военном министерстве их, увы, не оценили, зато некоторые из новаторских задумок Менделеева впоследствии активно использовали многие зарубежные танкостроители.
Несмотря на все сложности и высокую стоимость, создание этой боевой машины было по силам судостроительным заводам Петрограда. С чем же было связано такое прохладное отношение к новому оружию? Возможно, с крайне косным подходом чиновников к принятию на вооружение новых образцов, а также отсутствием у Василия Менделеева влиятельных покровителей. Таких эпизодов в нашей истории предостаточно: например, в 1910 году чиновники зарубили проект аэроплана Петра Нестерова. А для принятия на вооружение русской армией огнемёта потребовалось личное вмешательство императора Николая II, после того как Главный артиллерийский комитет счёл его использование неуместным. Видимо, проект бронехода просто не попался на глаза самодержцу, как Царь-танк Лебеденко.